В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» застрахованные лица имеют право на:
-
бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
-
выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
-
замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
-
выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
-
защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
-
возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
Нарушениями прав граждан на получение бесплатной и качественной медицинской помощи в системе ОМС считаются:
-
незаконное взимание сотрудниками медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;
-
приобретение пациентами за счет личных средств в период стационарного лечения лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
-
несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий, при наличии направления;
-
отказ в плановой госпитализации при наличии направления или в экстренной ситуации.
-
Вам предлагают подписать согласие на отказ от предоставления бесплатной медицинской помощи, предусмотренной Программой государственных гарантий, в пользу платной;
-
направление врачами амбулаторной сети в коммерческие медицинские структуры для выполнения исследований, которые выполняются в рамках Территориальной программы медицинскими организациями, входящими в систему ОМС.
-
Вам предлагают оплатить (Вы уже оплатили) Вашу транспортировку в другое медицинское учреждение для консультации или для перевода на лечение в иное медицинское учреждение.
Кто защитит Ваши права? Куда и кому обратиться?
Для получения консультации по вопросам обязательного медицинского страхования, оперативного решения проблем при получении медицинской помощи, при любом нарушении прав застрахованного лица в сфере обязательного медицинского страхования вы можете обратиться:
-
к своему страховому представителю. Фамилию, имя и отчество, номер телефона своего страхового представителя можете узнать на странице «Страховые поверенные по ОМС».
-
по телефону «горячей линии» Контакт - центра в сфере обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) 8 800 100 14 03, звонок бесплатный. Режим работы Контакт-центра: в рабочие дни с 9.00 часов до 18.00 часов, в нерабочее время, выходные и праздничные дни – в режиме «автосекретаря», т.е. вы можете оставить свое сообщение и контактный телефон на автоответчик, вам обязательно ответят;
-
в рубрику «Вопрос-ответ»
-
на электронную почту smsmail@sakha.ru
-
в страховую медицинскую организацию по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, 40/1, кабинет №6, филиалы и представительства АО СМК «Сахамедстрах» в районах. Адреса, телефоны и режим работы данных подразделений можете найти в разделе «Пункты выдачи полисов».
Если вы считаете, что ваши права на получение бесплатной и качественной медицинской помощи нарушены, всегда можете обратиться с письменным обращением (жалобой) в страховую медицинскую организацию. С порядком рассмотрения письменного обращения гражданина можно ознакомиться здесь.
Письменное обращение можно оформить по форме, указанной здесь.
Для защиты нарушенных прав вы также вправе обратиться к руководству медицинской организации, в которой вам оказывают медицинскую помощь, Министерство здравоохранения РС (Я), Территориальный фонд ОМС РС (Я), Росздравнадзор, прокуратуру или непосредственно в суд.
Обязанности застрахованных граждан по ОМС
Наряду с правами, застрахованные граждане наделяются и обязанностями, такими как:
-
предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
-
подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
-
уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
-
осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.